В рамках проведенного в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации 20 и 21 июня 2019 года Третьего Форума Союза Переработчиков Пластмасс были рассмотрены следующие темы:
- Текущее состояние и перспективы развития отрасли переработки пластмасс: основные отраслевые показатели и индикативы.
- Основные препятствия развития отрасли переработки пластмасс в России в текущем периоде:
- сокращение прибыльности в отрасли и влияние этого фактора на ее инвестиционную привлекательность;
- волатильность цен на основное сырье и отсутствие ценовых преимуществ при использовании российского сырья;
- обостряющаяся ценовая конкуренция на изделия в том числе со стороны крупных переработчиков по отношению к малым и средним, импорта к отечественным производителям. Отсутствие скоординированной политики развития отрасли.
- высокая стоимость коммерческих кредитов (практически, равная или даже превышающая существующую норму доходности в отрасли) и, как следствие, трудности в переоснащении предприятий.
- недостаточная информированность малых и средних предприятий отрасли переработки пластмасс о существующих мерах государственной поддержки, (включая компенсацию стоимости кредитов, субсидии на НИОКР, транспортных и рекламно-выставочных расходов, заключении специальных инвестиционных контрактов, и иных мер финансовой и нефинансовой поддержки).
- изкая активность и недоверие бизнес сообщества к возможности реализации предложенных мер государственной поддержки.
- Участие гос. органов в стимулировании промышленного производства изделий из пластмасс.
- Ожидаемые изменения на рынке полиолефинов после запуска ЗапСибНефтеХима и ряда других производств ближнем и дальнем зарубежье
- Развитие марочного ассортимента, в частности, на ПАО «Нижнекамскнефтехим».
- Сокращение экспорта сырья в обмен на изменение таможенных пошлин импортируемых материалов, как способ стимулирования развития внутренней переработки.
- Таможенно-тарифная политика для развития внутренней переработки.
- Способы снижения производственной себестоимости и повышения эффективности для выхода на экспортные рынки.
- Состояние и перспективы процессов локализации сырьевых материалов для производства бытовой техники и автокомпонентов.
- Перспективы применения пластмасс в упаковке с учетом растущего загрязнения мировых океанов.
В ходе обсуждения было отмечено, что регистрация новых предприятий в сфере переработки пластмасс в РФ ежегодно сокращается, начиная с 2014 года. К началу 2019 года в данной сфере насчитывалось по данным ФНС только 17 тыс. действующих компаний, из которых 1200 компаний находятся на стадии ликвидации и еще почти 3800 компаний имеют нулевую выручку. Таким образом, можно говорить, что реально действующих компаний в данной сфере в России не более 12 тыс., почти 12% из которых работают в сфере переработки резины. Кроме этого количества также есть отдельные, как правило, крупные предприятия, которые имеют участки по производству изделий из пластмасс, но основным видом их деятельности заявлены другие сферы: производство продуктов питания, электроприборов, автокомпонентов и др.
Из указанного количества предприятий сферы переработки пластмасс почти 85% имеют среднесписочную численность работников не более 20 чел. Это говорит о том, что отрасль имеет высокую степень автоматизации, а с точки зрения рабочих мест в основном представлена малыми предприятиями.
Прибыль предприятий в данной отрасли по итогам 2017 года сократилась в среднем на 7,5%, а убытки выросли на 26,7%. При этом, значительнее всего прибыль сократилась в сегменте средних и крупных предприятий (на 13%) при одновременном росте оборота на 6%.
Переработка пластмасс в России сталкивается с такими сложностями, как:
- высокая конкуренция с иностранными поставщиками на внутреннем рынке;
- несогласованность таможенно-тарифной политики в отношении изделий из пластмасс и сырья для их изготовления;
- различные стартовые условия и возможности при покупке сырья, которые осложняют мелким и средним предприятиям конкуренцию с крупными предприятиями, что не способствует открытию новых предприятий в данной сфере, приходу инвестиций, росту занятости, и усилению локализации производств изделий из пластмасс в России;
- высокая стоимость коммерческих кредитов и относительно слабый рубль, что мешает инвестициям в основные средства;
- не достаточное для эффективной конкуренции покрытие потребностей рынка производителей изделий из пластмасс марочным ассортиментом сырья локальных российских производителей крупнотоннажных пластмасс, как следствие необходимость импортирования сырья и добавок, жесткие коммерческие условия их покупки;
- перспективы ограничения области применения пластмассовой продукции, вызванные соображениями безопасности или экологии без учета реалий современных технологий;
- недостаточность распространения стандартов применения пластмассовых изделий в таких отраслях, как строительство, ЖКХ и др.
- дефицит и недостаточный уровень профессиональной подготовки технических кадров, нехватка профессиональных компетенций и стандартов.
Тем не менее, отмечается рост инвестиций в основное оборудование сектора переработки пластмасс (10%) в сравнение с 2017 годом, общий объем которых в 2018 году составил 540,2 млн. USD. Этот рост был вызван кроме прочего поддержкой проектов предприятий Фондом развития промышленности РФ.
По результатам III Форума Союза Переработчиков Пластмасс приняты следующие РЕШЕНИЯ:
- В целях более полного, объективного и профессионального рассмотрения проектов, связанных с производством изделий из пластмасс, поступающих на рассмотрение в Фонд Развития Промышленности Минпромторга РФ рекомендовать Фонду включить в Экспертный Совет ФРП представителей Союза переработчиков пластмасс. Среди возможных кандидатур: Президент НО «СПП» – к.т.н. Кацевман М. Л., 1-й вице-президент НО «СПП» – проф. Абрамов В. В., ген. директор НО «СПП» – Базунов П. В.
- Учитывая профицит производства полистирола общего назначения (ПСОН) в Российской Федерации, в целях содействия замещению импорта и усилению интеграции локальных переработчиков с российскими производителями ПСОН, рекомендовать изменение ввозной таможенной пошлины до уровня 6,5% на импортные аналоги ПСОН по коду ТНВЭД 3903 19 0009 на временной основе сроком на 1 год с целью оценки влияния данной меры на российскую отрасль переработки ПСОН.
Пролонгация меры возможна только при условии положительного эффекта для отрасли переработки ПСОН и продолжения производителями и переработчиками ПСОН совместных работ по импортозамещению марочного ассортимента и сокращению объемов ПСОН, приобретаемых в настоящее время по импорту.
- Рекомендовать Российскому Экспортному центру в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2017 № 488 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии АО «Российский экспортный центр» на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки» включить в перечень мероприятий в соответствии с подпунктами «а» – «г» пункта 2 указанных правил следующие отраслевые международные мероприятия:
- K-show 2022. Крупнейшая мировая выставка в сфере каучука, пластмасс и полимеров, проводимая в Дюссельдорфе (Германия) 1 раз в три года. Более подробная информация доступна на сайте: https://www.k-online.com/
- CHINAPLAS 2020, 21-24 апреля. Китай, Шанхай
- FAKUMA 2020, 13-17 октября. Германия, Фридрихсхафен.
- Союзу переработчиков пластмасс предложить Минпромторгу РФ обратиться в Аппарат Правительства РФ с предложением о выделения в Национальном проекте развития экспорта в химической промышленности в отдельный пункт глубокий передел полиолефинов, в частности, производство изделий из пластмасс.
- В целях поддержки отечественных производителей стеклонаполненных полимерных материалов, повышения конкурентоспособности указанных материалов по отношению к зарубежным аналогам, создания новых и развития существующих производств, расширения доступа к сырью, не имеющему аналогов, производимых на территории Российской Федерации (рубленому стекловолокну), обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с предложением о внесении в Раздел I Перечня товаров, происходящих из развивающихся стран, в отношении которых при ввозе продукции на таможенную территорию Евразийского экономического союза представляются преференции, утверждаемого Советом Евразийской экономической комиссии, следующую строку: код ТНВЭД 7019 11 0000 – штапелированное волокно длиной не более 50 мм. Данную меру предложить ЕЭК утвердить временно – до момента пуска собственного промышленного производства указанного товара на территории РФ (например, в г. Алабуга, Респ. Татарстан) и, в случае запуска, пересмотреть по соответствующему запросу от СПП в 2021 г.
- Рекомендовать Министерству природы РФ изучив все, используемые в мире возможности утилизации бытового мусора, поддержать идею активного перехода на биоразлагаемую упаковку, как меру, альтернативную ограничению применения пластмассовых изделий в быту. Рекомендовать Минприроды РФ поддержать освоение производства таких полимеров в РФ.
- Осуществлять функцию экспертного органа для Федеральных органов государственной власти в процессе реализации пунктов плана мероприятий (дорожной карты) к Стратегии развития подотрасли переработки пластмасс до 2025 года по следующим вопросам:
- Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» в части расширения перечня изделий из пластмасс.
- Выявление дефицитных видов сырья и анализ сырьевого обеспечения отрасли переработки пластмасс.
- Подготовка предложений по мерам стимулирования спроса на пластмассовые изделия.
- Подготовка предложений по формированию прозрачного механизма ценообразования на рынке сырья для отрасли переработки пластмасс.
- В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» принимать участие совместно с Минпромторгом России в проработке вопроса модернизации опорных лабораторий с целью создания одной из таких лабораторий, наделенной правом выдавать по результатам исследований протоколы с использованием знака ILAC, на базе исследовательской лаборатории №9 АО «МИПП НПО «Пластик».
- Поддержать проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по переработке полимерных и композиционных материалов». Подготовить обращение в Национальный совет по квалификациям при Президенте РФ о рассмотрение вопроса наделения Союза переработчиков пластмасс полномочиями Совета по квалификациям в сфере производства изделий из пластмасс и эластомеров.
- Одобрить предложения, изложенные в Резолюции III Форума Союза переработчиков пластмасс и направить ее в соответствующие органы федеральной исполнительной власти для использования в практической работе.
Организационный комитет III Форума Союза переработчиков пластмасс.
Президент НО «СПП» к.т.н. Кацевман М.Л.
1-й вице-президент НО «СПП» д.т.н. Абрамов В.В.
Генеральный директор НО «СПП» Базунов П.В.