+7 (495) 902-6025

Зачем бизнесу нужны отраслевые ассоциации?

В современном демократическом государстве особое значение приобретают отраслевые профессиональные сообщества, союзы и ассоциации. Как правило, это некоммерческие организации с добровольным участием. Не являясь напрямую частью аппарата госуправления, тем не менее такие организации оказывают все более заметное влияние на решения, принимаемые государственными органами. Эта тенденция отчетливо установилась и в современной России. Что изменилось в системе российского гос. управления? Почему отраслевые союзы стали влиять на решения органов власти? Что дает бизнесу членство в отраслевом союзе, и что оно не дает? И почему этим членством лучше не пренебрегать?

Как было в СССР…

В период плановой экономики государство вырабатывало планы и определяло, что и какими способами строить или из чего производить. Эти планы отражали стратегические задачи государственного развития. Центральным органом государственного управления было Министерство СССР с отраслевыми министерствами, осуществлявшими контроль и управление порученных им сфер экономики.

Как пример, Министерство химической промышлен¬ности СССР было создано в 1976 году. Являясь общесоюзным органом, оно отвечало прежде всего за выполнение государственных планов по удовлетворению потребностей страны в химической продукции. Также за научно-технический прогресс и технико-экономический уровень производства в отрасли, за качество химической продукции и т.д. (См. Положение о Министерстве химической промышленности от 12.11.1981).

Как следствие этой системы, вплоть до 2005 года просуществовал Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ, замещенный в период с 2001 по 2004 года Госстандартом на действующую ныне систему ОКВЭД).

Что изменилось со времен СССР?

В нынешних условиях задача управления экономическим развитием стала заключаться в создании максимально благоприятных условий для самостоятельного развития предприятий и отраслей. Министерства уже не выполняют задачу по снабжению народного хозяйства теми или иными товарами и ресурсами, не отвечают за строительство производственных мощностей. Теперь они осуществляют государственную политику в соответствующих сферах своей деятельности, что стало отражаться в положениях о министерствах. К примеру, выдержка из Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ №438 от 05.06.2008 г.:

«Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и т.д.

Для реализации функции выработки гос.политики в указанных выше сферах на примере Министерства промышленности и торговли РФ используются принципы открытости деятельности министерств. Среди представленных механизмов открытости указаны такие как «работа с обращениями граждан» и «работа с референтными группами». Референтные группы представляют собою максимально широкие социальные группы физических и юридических лиц, которые обладают схожими запросами и для которых орган власти осуществляет свою деятельность. Их мнения, предпочтения, ожидания и оценки являются отраслевым ориентиром для ФОИВа* и должны учитываться при принятии и реализации решений.

(* – федеральный орган исполнительной власти)
Референтные группы Минпрмоторга РФ:
1. Промышленные предприятия.
2. Отраслевые ассоциации
3. Инвесторы (российские и зарубежные)
4. Институты развития
5. Эксперты
6. Профсоюзы
7. Высшие и средние специальные учебные заведения
8. Отраслевые научно-исследовательские организации
9. Федеральные органы исполнительной власти (в том числе сотрудники Минпромторга России)
10. Профильные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
11. Граждане
12. Страны-члены международных союзов, объединений и международных организаций.
(ист. – сайт Минпромторга РФ)

Современное министерство не указывает более, какому предприятию в стране что производить, из чего, и по каким стандартам. Наоборот, информация теперь двигается в обратном направлении — министерство открывает каналы приема информации от вышеуказанных референтных групп. Важнейшей задачей министерства на примере Минпромторга становится теперь максимально полный сбор и анализ информации о потребностях отраслей в финансовых, законодательных и иных ресурсах. Эти ресурсы должны способствовать развитию в них частной предприниматель¬ской инициативы.

Собранная информация служит для выработки и принятия решений регулирующего характера, которые должны учитывать интересы тех или иных отраслевых групп. Задача регулирующего органа — принять наиболее сбалансированное и правильное решение. Критерием правильности в данном случае является наиболее полное отражение интересов заявивших о себе отраслей.

Устанавливая правила рыночной игры, регулирующий орган стремится быть наиболее объективным и независимым по отношению ко всем отраслям промышленности, то есть ко всем участникам свободного рынка. При этом он распознает только те отраслевые союзы и ассоциации, которые проявляют наибольшую активность. Таким образом и создается конкуренция отраслей. Регулирующий орган работает с теми сигналами, которые отчетливо слышит.

Членство в отраслевой ассоциации дает каждому предприятию возможность участвовать в межотраслевой конкуренции, а именно, в защите рынка продаж своей продукции, а также в разработке стандартов и правил работы в своей отрасли.

Что не дает участие в отраслевом союзе или ассоциации?

У новоиспеченного участника отраслевого объединения часто возникает ошибочное мнение, что ассоциация будет самостоятельно заниматься решением его вопросов и задач. Однако на самом деле любой союз или ассоциация является равноправным объединением независимых коммерческих организаций по определенному поводу. Этот повод обычно называется общей повесткой, которая формируется в ходе консультаций руководителя объединения с сообществом участников. Очевидно, что для составления такой повестки участникам необходимо самим активно вовлекаться в процессы ее обсуждения. Если компания просто ждет, что кто-то в ассоциации займется решением ее вопросов, то она просто теряет время – оплата членского взноса лишь позволяет называть себя частью отраслевого сообщества, но не означает, что кто-то в союзе вместо тебя займется решением твоих задач. Союз или ассоциация, это коллективный орган принятия решения и у каждого члена есть право, но не обязанность активно участвовать в его работе.

Поэтому отвечая кратко на вопрос «что НЕ дает участие в отраслевом сообществе» можно сказать так: членство не даст вам ничего, если вы НЕ ГОТОВЫ самостоятельно, как руководитель, или через специального сотрудника своей компании принимать участие в работе данного отраслевого сообщества. Такими сотрудниками, как правило являются GR-менеджеры или менеджеры по работе с гос. органами. Основной задачей GR-менеджера прежде всего является определение наиболее весомых отраслевых организаций, создание и реализация повестки работы с ними или через них.

Почему любому предприятию необходимо участвовать в отраслевой ассоциации?

Можно с уверенностью сказать, что с момента появления в нашей стране такого нового современного явления, как межотраслевая конкуренция, участие предприятий в отраслевых сообществах становится насущным вопросом и необходимостью. Отраслевые сообщества на базе созданных НКО (некоммерческих организаций) участвуют в формулировании и донесении до власти существующих вопросов в отрасли, в отстаивании и пропаганде своих позиций. Сам принцип построения и управления НКО таков, что в таких организациях существуют законодательные основы принятия согласованных решений. Поэтому именно с такими организациями органы власти охотнее сотрудничают, так как меньше шансов допустить ошибку в принятии регулирующих решений.

При отсутствии конструктивного взаимодействия между деловым сообществом и властью, в регулирующих воздействиях последней могут возникнуть серьезные перекосы, напрямую влияющие на деятельность отдельных видов бизнеса. Да, принятые законы можно отменить или поправить, но пока это случится, могут произойти серьезные нарушения в работе любой коммерческой компании и об этом не стоит забывать.

Межотраслевая конкуренция и механизм ее влияния на отдельный бизнес

Развитие рыночных отношений в нашей стране привело к появлению нового явления – межотраслевой конкуренции. Это конкуренция не отдельных компаний, а целых отраслей за предпочтения потребителей.

Инструментом этой конкуренции является пропаганда. Дело в том, что обычная конкуренция основана на привлечении внимания потребителя к конкретному товару или услуге. Как правило для этого используются средства рекламы. Реклама, это форма неличного сообщения, адресованного определенному кругу лиц с целью привлечения их внимания к товару, компании или даже к политическому деятелю. В межотраслевой конкуренции используется пропаганда, которая оказывает влияние уже на отношение потребителя к целому виду товаров или технологий, к идеологии или образу мысли. Например, пропаганда вреда сигарет, или пропаганда использования натуральных материалов взамен синтетических, пропаганда здорового образа жизни и др. В нашей стране исторически более знакома пропаганда идеологий: коммунистическая, капиталистическая и т.п.

Следует отметить, что влияние пропаганды на поведение потребителя значительно глубже и сильнее, чем рекламы, так как целью пропаганды является сдвиг в сознании, формирование определенного отношения, общественного мнения, а не просто привлечение покупателя к тому или иному товару.

Пример участия отраслевого союза в межотраслевой конкуренции

В последние семь–десять лет в мире идет настойчивая пропаганда вреда окружающей среде от пластиков. Населению внушают, что пластик, как синтетический материал, — один из главных источников загрязнения планеты. Он не разлагается так быстро, как бумага и поэтому засоряет мировой океан, городские и лесные территории. Выделяемые пластиком токсические вещества вредны для природы, они сокращают среду обитания животных и птиц. Появляются плакаты с изображением нашей планеты, поглощаемой чудовищной рыбой из пластикового мусора. Распространяется информация о том, что в Тихом океане дрейфуют какие-то гигантские острова из пластиковых отходов, накопленных за десятилетия использования пластмасс людьми.

Так формируется отношение к пластику, как к источнику загрязнения окружающей среды и материалу, который не является частью восстановительного цикла природы нашей планеты. И вот уже напрашивается вопрос – чего в пластмассах больше, пользы или вреда?

Любой думающий эколог понимает, что в засорении территорий виноват не пластик, а люди, оставляющие после себя мусор. А свойство пластмасс не разлагаться в течение длительного времени, в том числе под открытым небом, как раз и является основным качеством, благодаря которому они используются. Пластмассы просто нужно собирать и перерабатывать.

Легкий синтетический материал, каким является пластик, сокращает расходы на натуральные ресурсы, на транспорт и упаковку. Пластмассы позволяют на порядок увеличить производительность труда в промышленности. Нет отраслей, где их нет в применении. Уже известно и подсчитано, что производство бумаги или картона не так дешево и безопасно для окружающей среды, как изготовление, например, полимерной пленки для упаковки или отливка пластикового корпуса изделия взамен деревянного, металлического и т.д. Пресловутый «углеродный след» от пластика значительно короче, чем от гниющего органического материала.
Но пропаганда против пластмасс активно ведется и приводит уже к практическим проблемам – к перспективе сокращения бизнеса тех предпринимателей, которые занимаются производством изделий из пластмасс. Применение полимеров планируют законодательно ограничить, заменив, например, пластиковую упаковку на бумажную или картонную, а ПЭТ бутылки на стекло и алюминий. Таким образом, спрос на пластиковые предметы планируется сократить, а на бумагу, картон, стекло и металл увеличить. Станет ли окружающая среда чище от такой замены? Вряд ли. Такая замена приведет не к чистоте окружающей среды, а к сокращению бизнеса одних предприятий и к увеличению бизнеса других. Отказ от пластмасс приведет к новым экологическим бедам, но это и есть конкуренция отраслей, а не борьба за экологию.

Союз переработчиков пластмасс практически остановил этот тренд в РФ. И хотя экологический популизм продолжает оказывать негативное влияние на отношение к пластмассам в обществе, тем не менее обращения CПП в Правительство РФ к вице-премьеру Виктории Абрамченко, публичные заявления в том числе в федеральной прессе, попытки донести до сознания чиновников необходимость проведения расчетов замены пластмасс на другие материалы и прежде всего, на необходимость организации раздельного сбора коммунальных отходов, привели к тому, что практические действия против пластмасс были остановлены и государство задумалось о том, насколько правильным будет такой запрет, и насколько эффективна будет эта мера для уменьшения количества мусора на свалках. Это стало возможным только благодаря участникам СПП, их активной позиции в рамках данного отраслевого сообщества. Фактически союз выразил мнение большинства своих членов, среди которых не только коммерческие организации, но и научные кафедры и институты, с авторитетом которых трудно спорить.

Послесловие…

В нашей отрасли переработки пластмасс есть примеры, когда государство через фонды поддержки предпринимательской деятельности выдавая субсидию частной компании на развитие производства, тут же планировало наложить ограничения на применение готовой продукции той же самой компании на почве опять же экологического популизма.

Это говорит не о некомпетентности власти, а о недостаточной активности делового сообщества, что побуждает власть зачастую действовать вслепую. Игнорирование предприятиями необходимости слияния в профессиональные отраслевые сообщества приводит лишь к дополнительному риску для их деятельности. В случае, когда потребуется их голос, их разобщенных неорганизованных сообщений просто никто не услышит и не поймет.

На распознавание органами власти любого отраслевого союза тратится несколько лет. Этот период времени напрямую зависит от активности и профессионализма тех, кого участники делового сообщества выберут в качестве представителя своей отрасли.

Петр Базунов, генеральный директор Союза переработчиков пластмасс (СПП)