Для создания ресурсосберегающего цикла производства полимерных изделий и утилизации отходов из этих изделий в Российской Федерации имеются предпосылки:
На территории Российской Федерации появились и функционируют первые специализированные предприятия, осуществляющие утилизацию отходов потребления, и их переработку во вторичное сырье. Растет количество предприятий, использующих вторичное полимерное сырье при производстве своей продукции.
Кроме того, в Российской Федерации уже производится оборудование, с помощью которого собранные полимерные отходы (ВМР*) перерабатываются во вторичное полимерное сырье в виде флексы или гранул. *вторичные материальные ресурсы.
Однако, необходима донастройка предлагаемых законодательством мер для их эффективной поддержки развивающейся цикличной экономики полимеров.
Участники V Форума Союза переработчиков пластмасс поддерживают разработку и принятие мер по совершенствованию раздельного накопления ТКО, как основного звена в решении вопросов внедрения экономики замкнутого цикла, что означает максимально возможное вторичное использование пластмассовых изделий после утраты ими потребительских свойств и достижение минимального воздействия на окружающую среду. Производители изделий из пластмасс считают первостепенной мерой, позволяющей вернуть полимеры в хозяйственный оборот, организацию их раздельного накопления, как в жилом секторе, так и на производственных объектах, объектах социальной инфраструктуры и/или выделение их при сортировке ТКО, не содержащих пищевых отходов. Раздельный сбор отходов препятствует их смешиванию, значительно снижает их загрязнение и тем самым понижает стоимость их утилизации и расширяет сферу применения получаемого из них вторичного сырья. Раздельное накопление прежде всего органических и твердых коммунальных отходов позволит снизить общее количество отходов, захораниваемых на полигонах. Причем первостепенной задачей является организация раздельного накопления коммунальных отходов в индивидуальном жилищном секторе, так как в случае ИЖС гораздо легче установить ответственность за качество разделения отходов в месте их образования. Особое внимание следует уделить организации сбора отходов из полимеров на отдаленных территориях, территориях с низкой плотностью населения, исключив тем самым потерю этого ресурса вследствие попадания отходов полимеров на свалки или в окружающую среду. Существенным фактором успеха этой работы является информирование населения (просвещение) о возможности переработки отходов из полимеров и создание соответствующей логистической цепочки.
Докладчиками отмечена целесообразность привлечения средств РОП на сбор отходов полимерных материалов надлежащего качества, их сортировку по видам материалов, производство из них вторичного сырья, разработку и внедрение эффективных технологий, обеспечивающих восстановление полимерных материалов из отходов.
Наибольшее внимание общества и государства в настоящий момент обращено к потребительской упаковке. В связи с этим участниками V Форума СПП прежде всего дано определение широко используемому термину «зеленая упаковка». Зеленой упаковкой должен называться тот вид упаковки и материал для нее, который наилучшим образом подходит для последующей утилизации и переработки, и при производстве которого возникает наименьший углеродный след. Например, упаковка на основе полимерных мономатериалов, легкая по массе, безвредная, функциональная и легко перерабатываемая является на сегодня самой «зеленой» и потенциально безвредной для окружающей среды.
В упаковочной отрасли пластические массы занимают ведущую роль, благодаря имеющимся преимуществам:
В связи с этим участники V Форума CПП отмечают необоснованность частичного запрета на применение одноразовой упаковки из полимеров. Одноразовая посуда и пакеты – основа работы кафе и доставки продуктов в интернет торговле. Одноразовые многослойные пленки в упаковке – залог увеличения срока хранения продуктов. В случае ее запрета возникнет дополнительная 20-25% нагрузка на мощности по производству продуктов питания, а количество испорченных продуктов питания возрастет минимум на 10-15 % от общей массы их производства в потребительской таре. Это, в свою очередь, спровоцирует дополнительные проблемы утилизации, не считая возросших производственно-логистических расходов, которые также будут переложены на плечи потребителей. В настоящее время нет полноценной замены таким упаковкам как дой-пак (Doy-Pack ®), флоупак (Flow pack), саше-пакет и др.
Участники форума едины во мнении, что технологии переработки отходов из пластмасс и полимеров должны развиваться и превалировать над способами их энергетической утилизации, так как полимеры представляют собой ценное сырье наравне с нефтью. Необходимо минимизировать объем полимерных отходов, попадающих на полигоны и тем более подвергающихся энергетической утилизации. Сделанный в программе «Чистая страна» упор на мусоросжигание отходов затруднит развитие в нашей стране технологий раздельного сбора и последующей переработки отходов и может привести к заметному отставанию нашей страны в этой сфере. Полимеры производятся из не возобновляемых ресурсов, переработка отходов из полимеров позволяет сохранить эти ресурсы, а сжигание приводит к их полной утрате.
Участники Форума отмечают также, что следует отказаться от использования «оксоразлагаемых» полимеров (полученных из обычных полимеров, но с использованием специальных добавок на основе растительного сырья) в упаковке, так как, в отличие от биоразлагаемых, такой вид полимеров при разложении образует «микропластик». Биоразлагаемые полимеры предназначены для компостирования, а не для вторичной переработки, но при этом следует обеспечить их раздельное накопление.
Большое значение участники Форума придают необходимости расширения применения вторичного сырья в производстве новых изделий. По мнению отрасли, ряд товаров из пластмасс, закупаемых для государственных нужд, должен носить требование об обязательном использовании вторичного сырья для их производства. В Германии существуют т.н. «зеленые» госзакупки для отдельных групп товаров, где такое требование является нормативно закрепленным обязательством. Таким образом, органы публичной власти подают непосредственный пример ответственного отношения и стимулируют развитие экономики замкнутого цикла. Межотраслевой институт переработки пластмасс НПО «Пластик», входящий в СПП, подтвердил готовность осуществлять координацию и разработку новых изделий и поиск новых сфер применения вторичного сырья в изделиях при наличии соответствующих обращений.
Также по мнению участников отрасли технология автоматизированного разделения отходов на сортировочных центрах должна развиваться параллельно с системой раздельного накопления твердых коммунальных отходов, так как оба эти подхода не исключают, но дополняют друг друга. В России уже есть действующие коммерческие комплексы по автоматизированному разделению отходов и это направление развития отрасли переработки отходов также следует поощрять и развивать.
В связи с этим СПП обратится в Минпромторг России с предложением обсудить с представителями крупного бизнеса, фондами гос.поддержки, и Гос. Корпорацией «Ростех» возможность организации в РФ предприятий химической и термо-механической переработки собранных полимерных отходов или отходов материалов, содержащих высокий процент полимеров в своем составе.
Кроме экологической темы на Форуме широко обсуждался вопрос, посвященный организованной торговле полимерным сырьем. Доклады представителей Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи были посвящены тем возможностям, которые открывает использование организованной биржевой торговли полимерами для выработки локальных ценовых индикативов вместо широко используемых в настоящее время международных индикаторов ценообразования на внутреннем рынке России, а также для гарантированного насыщения внутреннего рынка сырьем с целью развития его локальной переработки.
Очевидно, что для развития переработки пластмасс в нашей стране, сокращения стоимости производимых в России изделий из пластмасс и для повышения потенциала их продажи на экспорт, необходимо чтобы локальный рынок был максимально насыщен базовым сырьем, и чтобы его стоимость внутри РФ была ниже его стоимости на целевых экспортных рынках. Рост объемов переделов базовых полимеров в России усилит внутреннюю конкуренцию и одновременно создаст фундаментальные условия начала массового экспорта российских изделий из пластмасс в соседние и дальние страны. Выработка локальных ценовых индикативов с помощью организованных биржевых торгов вместе с мерами, регулирующими экспорт базовых полимеров в пользу их продаж на внутреннем рынке, являются частью программы необходимых действий по стимулированию дальних переделов, экспорта несырьевых товаров из нашей страны и повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках.
Задача этой работы состоит в создании в России более привлекательных условий для локализации переработки пластмасс и привлечению инвестиций в малый и средний производственный бизнес. Участники Форума считают, что только предложение достаточного объема сырья на внутреннем рынке со стороны производителей сможет обеспечить условия для снижения цен и увеличения объемов его переработки. Биржа, при этом, является важным механизмом контроля за состоянием рынка и оценки достаточности предложения товаров.
Участники форума СПП считают, что развитие биржевой торговли полимерным сырьем – это своевременный, естественный и правильный шаг для запуска процесса по формированию репрезентативных национальных ценовых индикаторов на полимерное сырье для переработки пластмасс. Применение мировых ценовых индексов при заключении контрактов и договоров на поставку сырья на внутренний рынок в перерабатывающие отрасли глубоких переделов, например, базовых полимеров в российскую отрасль переработки пластмасс, позволяют мировой инфляции непосредственно влиять на ценообразование внутри страны, что приводит к серьезному сдерживанию внутреннего потенциала развития отрасли. В связи с этим участниками V Форума российского Союза переработчиков пластмасс приняты следующие решения:
Наименование мероприятия:
1. Подготовка и принятие совместного приказа ФАС России и Минэнерго России «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтегазохимических и химических товаров, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтегазохимическими и химическими товарами, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках».
Добавить пункт в ДК:
2. Расширение номенклатуры товаров, включенных в совместный приказ ФАС России и Минэнерго России «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтегазохимических товаров, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтегазохимическими товарами, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках», а именно включение первичных полимеров – полиолефинов (полиэтилен, полипропилен), поливинилхлорида (ПВХ) и полистирола в перечень биржевых товаров для реализации на внутреннем рынке.
Ожидаемый результат по п.2:
Доля реализации первичных полимеров на организованных торгах от поставок на внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом сегменте, не менее 10 процентов объемов реализации на территории Российской Федерации каждого производителя, занимающего доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. Срок – IV квартал 2023 года.
Основными задачами рабочей группы станут подготовка документов межведомственного значения и обеспечение взаимодействия заинтересованных госорганов, организаций, представителей научного сообщества.
Подробно27 января на V Форуме Союза Переработчиков Пластмасс заместитель начальника управления маркетинга биржи Илья Солдатов назвал запуск торгов базовыми полимерами на площадке Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи “основным ключевым параметром для 2022 года”.
Подробно