+7 (495) 902-6025

Мы каждый хотим успешнее развивать свое дело

Уважаемые коллеги,
Обратите внимание на один момент, который пока мешает успешному развитию нашей отрасли и, возможно даже, конкретно Вашему предприятию. Существует целый ряд вопросов, которые можно назвать условно характерными или общими для большой группы предприятий.

К этим вопросам относятся:

  • Поставка основного сырья (доступность, цены, ассортимент);
  • Механизмы присоединение к сетям (вода, электричество, газ);
  • Подготовка квалифицированных кадров;
  • Стандартизация продукции;
  • Расширения рынка готовой продукции за счет изменений нормативов ее применения и т.п.
  • Регулированиеправил конкурентной борьбы;
  • Система налогообложения и таможенных пошлин

Этот список можно продлить, если у кого-то есть идеи, пожалуйста, допишите…

Данные вопросы являются общими для той или иной группы предприятий. Можно сказать, что они являются характерными для любой отрасли промышленности. Успешное решение данных вопросов в той или иной мере означает для каждого малого и среднего предприятия возможность сосредоточиться на своей основной деятельности. Именно в ней должны воплощаться творческий и бизнес потенциал владельца. Это и усиление специализации, и повышение через нее конкурентоспособности, и увеличение потенциала новаций. Все это означает для коммерческой производственной компании повышение ее рыночной востребованности и доходов. Т.е. каждый руководитель предприятия сможет сфокусироваться в большей мере на качестве своей работы и качестве своей продукции, если вышеупомянутые отраслевые вопросы ему поможет кто-нибудь эффективно решить.

Общность данных вопросов означает также и то, что их в полной мере самостоятельно не может решить ни одно предприятие отрасли. Хотя данные вопросы одинаково важны для всех, но нет такого предприятия, которое одно начнет их для себя успешно решать вне зависимости от остальных. Во-первых, это трудоемкая и не профильная задача для любого бизнеса, а во-вторых, где гарантии, что решение вопроса удовлетворит остальных и не начнется его пересмотр другими участниками отрасли?

Мы часто ругаем бюрократическую машину чиновничьего аппарата за ее медлительность, а власть за бездействие, но не стоит забывать о необходимости для власти учитывать огромное количество разных мнений других участников рынка. Не стоит забывать о высокой требовательности каждого из нас, когда у нас появляется возможность что-то требовать. Тем, кто участвует в разработке законов, приходится учитывать огромное количество факторов, и им всегда трудно прогнозировать результат. Поэтому, почти любой федеральный чиновник всегда поприветствует диалог между властью и обществом. Ответная реакция от общества нужна ему для понимания управляющего воздействия и необходимости последующих корректировок тех или иных принимаемых им решений. Дело в том, что риск и ответственность так велики, что каждое свое действие ему просто необходимо соотносить с возможными последствиями. С этой целью приветствуются мнения различных общественных организаций о том, насколько актуальными и полезными являются те или иные законодательные акты либо инициативы, постановления или решения Правительства или отдельного министерства. Такая «ответная реакция» (feedback) на решение, необходима для его корректировки и принятия окончательной редакции.

Наверное, каждый инженер слышал о так называемых «замкнутых системах» – системах с функцией самостоятельной корректировки. Это почти тоже самое… Поэтому первое заблуждение, с которым нам надо расставаться, это то, что власть сознательно ничего не делает для того, чтобы бесконечно улучшать нашу жизнь и расширять наши возможности. Она делает, что может, но не всегда получает адекватную и своевременную информацию от нас о том, что сделано правильно или не правильно, и что требует корректировок, и каких. Власть не всегда видит наше конструктивное мнение, потому что мы почти никогда его не формулируем – у нас на это времени всегда не хватает.

На все это накладывается другая иллюзия, что достаточно обратиться в высшую власть и проблема сможет быть решена, так как причина ее лишь в том, что власть просто не знает, что происходит ниже, и ее, главное, известить о ситуации.

Когда, к примеру, рост цен на полимерное сырье и его одновременная нехватка на внутреннем рынке становятся критическими, то у многих из нас возникает ощущение, что при личном вмешательстве Президента России в ситуацию с нашим конкретно предприятием произойдет улучшение условий, в которых приходится ему существовать. Многие из нас пишут письма напрямую в администрацию Президента, или Премьер Министру, или его заместителям и т.д., извещая их о ситуации и прося обратить свой взор к проблеме нашего дела. К слову надо сказать, что данные письма не выбрасывают – их читают. Но не сами адресаты, а их многочисленный аппарат, который потом перераспределяет их по соответствующим инстанциям и министерствам. Что-то может дойти и до Президента лично, но это «что-то» зависит от мнения его аппарата, от структуры момента, от политической конъектуры и массы различных факторов, рассчитывать на совпадение которых не стоит.

Тексты писем, которые мы пишем, отличаются в каждом конкретном случае, но у них общий характер – «Безобразие! Просим вмешаться!».

Сразу хотелось бы сказать, что писать подобные письма, равно как проявлять и иные акты гражданской, а не только деловой, активности это все же больше, чем ничего. Но прежде всего нам следует избавиться от третьей иллюзии, что проблему каждого предприятия решит за него Президент или Правительство, или конкретное министерство. В такой ситуации мы имели бы государство тоталитарной слежки и страха – все бы зависело от того, узнает Президент или Правительство о проблеме или нет. Как узнает – так сразу все решит. Я заранее прошу прощения у любого читателя за простоту моего изложения. Это исключительно для ясности.
На самом деле нам, предприятиям малого и среднего бизнеса сферы переработки, надо привыкать к необходимости решать свои вопросы самостоятельно, без «личного» вмешательства верховной власти. Если Президент и его аппаратили министерства будут решать задачи, которые ставит перед ними каждое обращение гражданина или предприятия, то им просто не хватит времени ни на что еще.

Что же мешает нам делать грамотные предложения по улучшению ситуации? Компетенция, а точнее отсутствие таковой. Многие меры, которые мы каждый, как отдельный голос видим и предлагаем в качестве альтернативы к существующему положению, могут оказаться непродуманными. Зачастую каждое наше предложение требует обсуждения и доработки, иначе его никогда не примут. Это длительный процесс, который крайне трудно пройти в одиночку, но именно он позволит вырабатывать предложения, которые могут стать основной законов и привести не к разовым, а к системным улучшениям в отрасли.

Каким же образом мы можем работать в этом направлении сообща и при этом эффективно? Для этого есть проверенный в мире способ, который мы можем применить и у себя с определенной адаптацией. Это развитие отраслевых союзов. Самостоятельная организация отраслевого союза, объединяющего предприятия одной отрасли, позволяет не просто обсуждать вопросы, но вырабатывать проекты решений по ним. Эти решения в виде планов мероприятий являются, во-первых, единственным стоящим поводом для дискуссий, а, во-вторых, являются тем единым мнением, которое можно, условно говоря, «продавать» профильному министерству, как мнение отрасли, и настаивать на его рассмотрении.

Не следует забывать, что любому министерству всегда удобно общаться с крупным бизнесом, так как крупные компании хорошо видны, и в них, с точки зрения власти, существует простой механизм принятия решений – достаточно поговорить с председателем совета директоров или главным акционером. Такой диалог с бизнесом вполне понятен. Пожелания таких компаний к государству также вполне понятно формулируются. Не говоря уже о ресурсах, которыми такие компании обладают и о зависимости бюджетов регионов от их благополучия.

Совсем иначе обстоит дело с малыми и средними компаниями. Их потребности власть, как правило, не видит. Не то, что не хочет видеть, но просто не видит. И виной этому мы сами. Для реализации успешного взаимодействия малого и среднего производственного бизнеса с властью, малому и среднему бизнесу необходимо проявлять большую социальную активность и сколачиваться в отраслевые союзы, которым, к примеру, является и российское Объединение переработчиков пластмасс. Только сплотившись вокруг единого центра у каждого предприятия нашей отрасли, появится возможность стать различимым для министерств и ведомств. Активная позиция в этом вопросе позволяет каждому из нас не просто получить номинальное членство в некой общественной организации, которых существует сегодня великое множество. Мы сообща получаем возможность выражать четко сформулированное мнение и участвовать в законодательном процессе и таким образом лоббировать интересы своей отрасли, своего бизнеса и своей компании перед той самой властью, которой мы исторически привыкли жаловаться и у которой таким образом мы обычно ищем защиты.

Наша задача не жаловаться, а предлагать решения и защищать свои интересы. Защита своих интересов посредством укрепления отраслевого союза дает нам возможность контролировать ситуацию и управлять ею. Более того, участием в отраслевом союзе каждому из нас дается возможность лично участвовать в законодательных инициативах и, таким образом, равноправно сотрудничать с властью, быть причастным к ее процессам.

Уважаемые коллеги, наш традиционный русский «монархический» уклад сознания несомненно хорош в вопросах признания власти, стабилизации и служения ей, что важно для существования любого государства. Но он не может являться причиной пассивного нежелания личного участия в процессах, от которых зависит наше собственное благополучие. Ни одна власть или министр не смогут защищать каждое отдельное предприятие, тем более малое или среднее, и гарантировать справедливость распределения ресурсов для него в условиях рыночной экономики. Тем более, если другие такие граждане или предприятия молчат. Давайте не забывать, что рыночная экономика является лишь атмосферой, в которой надо работать, но не гарантией соблюдения чьих-то прав или тем более гарантией справедливости. Рыночная экономика не стремится к равновесию сама в себе и требует управления и регулирования, так как иначе рынок становится рынком олигополий и крупных корпораций. Для реализации этого права самоуправления должны быть те самые отраслевые союзы, в частности ОПП, которые формируют мнение отраслей, и не просто доводят его до сведения чиновников любого ранга, но продвигают это мнение, обосновывают его и вместе с властью формируют законодательные акты.

Бытует мнение, что большинство таких союзов, по сути, бестолковые организации. Ну что же, Вы всегда можете организовать свой собственный союз, который будет решать упомянутые в начале этой статьи вопросы более эффективно. Главное, необходимо признать, что это единственная эффективная форма самоуправления для любой отрасли промышленности в условиях свободного рынка.

Базунов П.В.
Генеральный директор НО «СПП»
Председатель Комиссии по развитию отрасли переработки пластмасс НП «Опора»